|
|
Статьи
Практика экономической безопасности
Понятие “экономическая безопасность” еще не вошло н активный вокабуляр российских предпринимателей. Это пока еще неосвоенная дисциплина в сложной науке ведения бизнеса. Экономическая безопасность воспринимается как некая недостижимая цель, утопия а бесконечном океане финансовых риском, кризисов, жесточайшей борьбы за сферы влияния. Между тем, экономическая безопасность это не иллюзия и не совокупность чаяний представителей бизнесa, a вполне точная паука, имеющая самое большое приложение в реальной жизни.
Корреспондент “РОСПО” встретился с Генеральным директором Института Экономической Безопасности СЕРГЕЕМ ДРОНОВЫМ.
Корр.: Cергей Васильевич, какое отношение к практике ведения бизнеса имеет Институт экономической безопасности, который вы возглавляете?
Сергей ДРОНОВ: Самое непосредственное, поскольку помимо научно-исследовательской работы в области проблем экономической безопасности, мы занимаемся практической реализацией целого ряда программ и проектов, предоставляем услуги, направленные на предотвращение и уменьшение рисков в предпринимательской деятельности, а также проведения необходимых мероприятий по досудебному урегулированию возникающих спорных вопросов.
Корр.: Что подразумевает научно-исследовательская деятельность института?
Сергей ДРОНОВ: Одной из основных задач института является анализ складывающейся ситуации в экономике, отдельных ее секторах, в социальной сфере и подготовка соответствующих предложений и рекомендаций государственным органам, в компетенцию которых входит решение таких проблем, направленных на предотвращение возникающих и прогнозируемых угроз. Другая часть работы предназначена для того, чтобы повысить уровень знаний тех, кто занимается бизнесом. Мы организуем и проводим семинары по практике экономической безопасности.
Корр.: Это открытые семинары, на которые может попасть любой желающий?
Сергей ДРОНОВ: Семинары все-таки ориентированы на руководителей и сотрудников компаний. Мы проводим их на Кипре.
Корр.: С чем связан выбор места проведения ваших семинаров?
Сергей ДРОНОВ: Мы руководствовались практическими соображениями. Кипр — безвизовая зона, что дает возможность оперативно приглашать и принимать большое количество гостей. Кроме того, мы проводим семинары в межсезонье, а это дает определенные удобства при размещении участников.
Корр.: Сергей Васильевич, экономическая безопасность — это относительно новая для нашей страны наука, если так можно ее назвать. Как создавался ваш институт, и на основании чего строится ваша деятельность? Ведь любого предпринимателя, в первую очередь, интересует, насколько вы компетентны в решении этих проблем.
Сергей ДРОНОВ: Российский Институт экономической безопасности — это филиал. Головной институт — английский, который существует более тридцати лет. Здесь, в Москве, был создан филиал, который принадлежит иностранной компании. Мы официально сотрудничаем с нашими правоохранительными органами. Из зарубежных структур, с которыми мы работаем в тесном контакте, можно назвать Ассоциацию судебных следователей (FIA). Через ассоциацию мы сотрудничаем с правоохранительными органами США, Канады, Германии, Италии, Греции, Израиля.
Корр.: Зарубежные структуры, занимающиеся аудитом, консалтингом, имеют огромный опыт работы и непререкаемый авторитет. То есть на Западе такие компании имеют колоссальное влияние, что дает им возможность работать качественно и эффективно. Какими факторами обеспечивается эффективность вашей работы?
Сергей ДРОНОВ: На самом деле и опыт, и влияние — это уже производные. Везде бизнес строится на человеческом факторе. Успех дела зависит от конкретных людей, которые этим занимаются. За английской стороной, как и у нас, стоят офицеры спецслужб. У англичан шестьдесят процентов из тех, кто занимается работой в области экономической безопасности — сотрудники спецслужб. Остальные — ученые, аналитики. У нас — девяносто процентов. У нас большинство людей, которые занимаются вопросами безопасности бизнеса, связано со спецслужбами. Это одно из отличий в нашей работе от зарубежных коллег.
Корр.: Интересно, насколько отличается специфика вашей работы от того, чем занимаются на Западе? С какими проблемами чаще обращаются к вам?
Сергей ДРОНОВ: Самая популярная услуга, за которой к нам обращаются — информация по оффшорным предприятиям. Это самое сложное, потому что оффшорные предприятия создаются не для того, чтобы информация о том, кто за ними стоит, была открытой. Что касается отличий в работе, то за границей основные усилия направлены на профилактику, у нас — на устранение последствий. Еще одно принципиальное отличие: девять из десяти проблем, с которыми к нам обращаются, связано с не возвратом долга.
Корр.: Это национальная особенность российского бизнеса: не возвращать долги?
Сергей ДРОНОВ: Считать, что воруют и обманывают только у нас — это заблуждение. Наша основная деятельность связана с обеспечением интересов российских компаний за рубежом. Там аферистов не меньше, чем в России, причем опыт мошенничества, накопленный ими, намного серьезней опыта наших мошенников. Поиск пропавших денежных средств — одна из самых “популярных” наших услуг. Кроме того, к нам обращаются как к третьей стороне для разрешения конфликта. Также мы занимается ведением судебных дел, представляем интересы компаний.
Корр.: А с чем обращаются к вам зарубежные предприниматели, вложившие деньги в российскую экономику?
Сергей ДРОНОВ: Вот один из примеров: наш клиент, предприниматель из Греции, вложивший деньги в российское предприятие. Контрольного пакета акций у него нет. Деньги инвестированы. Проходит год — прибыли нет. Так как у него нет контрольного пакета, свой менеджмент он поставить не может. Он обратился к нам с просьбой о предоставлении супервайзерских услуг. За три месяца вдруг на предприятии появилась прибыль. Вот это продукт, востребованный на сегодня зарубежными предпринимателями, которые инвестировали деньги в Россию. Таких примеров в нашей деятельности множество.
Корр.: То, о чем вы сейчас рассказали, можно назвать частным случаем, хотя он и типичен. Современная экономика переживает целый ряд других проблем совершенно иного масштаба. Это, к примеру, весь спектр проблем, связанных с глобализацией экономических процессов. Это входит в сферу ваших интересов, вашей исследовательской деятельности?
Сергей ДРОНОВ: Занимаясь проблемами экономической безопасности отдельных предприятий и компаний, мы не можем не заниматься изучением общемировых проблем и процессов. Это можно сравнить с лечением и профилактикой болезней у человека. Чтобы лечение было эффективным, нужно иметь представление о том, что лечишь, о характере существующих вирусов и т.д. Процессы глобализации изучаются нами в контакте с иностранными партнерами. Мы мобильно и оперативно реагируем на все происходящие в мире процессы. Даже борьба с терроризмом входит в сферу наших интересов. Потому что борьба с терроризмом происходит в том числе и в сфере экономики. Причем наш интерес к этому не только академический, научный. Сейчас мы уже зарегистрировали Фонд поддержки антитеррористических программ.
Корр.: Сергей Васильевич, как вы считаете, то, что в России об экономической безопасности говорят уже постфактум, связано с несовершенством работы государственной системы, в том числе и правоохранительных органов?
Сергей ДРОНОВ: На Западе такая ситуация тоже не редкость. Я просто говорил о типичных проблемах. Дело здесь не в том, что государственные органы не работают. Они в любом случае не в состоянии обеспечить стопроцентной “прозрачности” бизнеса и отсутствия преступлений и нарушений в этой сфере. Хотя в России просто нет пока еще понимания того, что такое экономическая безопасность со стороны тех, кто занимается бизнесом. Что же касается эффективности работы таких структур, как наша, то здесь все просто. Они существуют по той же причине, по которой наравне с государственными правоохранительными органами существуют частные детективные агентства, адвокатские бюро, охранные агентства. Частные структуры более мобильны и ответственны. С одной стороны. А с другой стороны, они являются, и я уже говорил об этом, третьей, незаинтересованной стороной, которая максимально непредвзято и объективно занимается той или иной проблемой, чего часто нельзя сказать о людях, представляющих какие-то государственные структуры.
После десятилетнего периода отсутствия у государства идеологии в России обозначились некие цели. Одна из них: интеграция в цивилизованный мир. Эта цель подразумевает, как довольно размытые представления общества о том, как должно жить государство и его граждане, так и вполне определенные задачи: вхождение в Мировую торговую организацию и другие экономические и финансовые институты, решение проблем внешнего долга и так далее. Интеграция в цивилизованный мир невозможна без понятия “экономическая безопасность” в самом широком смысле. Представленное выше интервью дает возможность надеяться на то, что экономическая безопасность уже не просто абстрактная и малопонятная область деятельности.
08.12.2005
Источник:
www.ies.ru
Читайте также:
Все статьи раздела "Охрана и безопасность"
|
|
|