|
Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».
Наша специализация: товары и услуги для офиса.
Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса |
|
|
||||||||||
|
Главная >> Лизинг >> Статьи >> Конец лизинговой романтики |
|
СтатьиКонец лизинговой романтики Поволжские лизинговые компании, ранее активно привлекавшие кредитные ресурсы, теперь столкнулись с урезанием банковского финансирования и ростом процентных ставок. В результате объем сделок финансовой аренды автотранспорта стал резко сжиматься, а предпочтение отдается наиболее надежным клиентам. Нельзя сказать, что банки полностью перестали кредитовать лизинговые компании. Но вот что происходит сейчас в этой сфере: кредитные организации проводят более жесткий анализ кредитоспособности лизингодателей, обращаясь к ним с «просьбой» предоставить подробные бюджеты по развитию бизнеса и движению будущих денежных потоков. Так, по словам Искандера Маслахутдинова, генерального директора ЛК «Лизинг-Трейд» (Татарстан), банки теперь диктуют лизинговым компаниям новые правила, по которым происходит реальное повышение процентных ставок, увеличиваются сроки рассмотрения кредитных заявок и сокращаются объемы финансирования. «Вероятнее всего, банки будут всеми силами сокращать свои кредитные риски и отдавать предпочтение компаниям со стабильным финансовым положением, кредитуя наименее рискованные сферы бизнеса», — считает г-н Маслахутдинов. Аналогичное мнение и у Ларисы Ефремовой, партнера группы БДО «Юникон» (Москва): «Те компании, которые не успели привлечь финансирование до кризиса, вынуждены будут получать кредиты уже по новым, повышенным ставкам. На данный момент коммерческие банки предлагают заемные средства под 18 процентов годовых и выше. Столь высокий процент неизбежно приведет к удорожанию лизинговых платежей». Что касается действующих кредитных договоров, то, по мнению г-жи Ефремовой, увеличение ставок если и произойдет, то на 1−2% – не больше. Однако государство начало накачивать кредитные организации ликвидностью, в том числе выставляя на аукционы значительные суммы денег, не требуя залогового обеспечения, и региональные банки получили к ним доступ. Кроме того, местные банкиры в приватных разговорах, а некоторые и в открытую, признают, что у них самих есть средства. В связи с этим мы задали нашим респондентам вопрос: в условиях региона местные банки продолжат кредитовать лизингодателей «по знакомству», лично зная директоров ЛК и состояние их бизнеса? Но ответы не содержали оптимизма. «Нет сейчас знакомств, способных выступить гарантами надлежащего качества бизнеса, — заявляет Юрий Токарев, — условия изменились. Но мы их не знаем, потому что банки нам о них не сообщают. Может быть, и есть у них те самые заветные мешки с деньгами, но для нас их пока не развязали». В итоге кризис бьет по конечному потребителю – лизингополучателю. Услуги для избранных Искандер Маслахутдинов считает, что приоритетным направлением рынка финансовой аренды в ближайшее время станет лизинг автотранспорта. «Привлекательность данного сегмента обусловлена высокой ликвидностью предмета лизинга и относительно низкой стоимостью разовой сделки. Кроме того, мы прогнозируем увеличение заинтересованности в нас со стороны компаний, которые не смогли получить кредит в банках», — поделился своими соображениями наш эксперт. Действительно, потребности предприятий различных отраслей в обновлении автопарка возрастают. Но чем на этот рост смогут ответить ЛК? Меньше денег – меньше сделок, вот по такой формуле приходится жить сейчас лизинговым компаниям, а безопасность вложений стоит для них сейчас на первом месте. А потому, как признает г-н Маслахутдинов, отсекаются рискованные сделки и предлагаются лояльные условия финансирования для тех предприятий, которые отвечают необходимым требованиям надежности и платежеспособности. «Основной упор мы будем делать на ограничении списка потенциальных клиентов по отраслевому признаку, а также ликвидности приобретаемого имущества и контроле над своевременностью поступления текущих лизинговых платежей», — рассказал он. Более осторожную оценку ситуации дает Эдгар Храмов, начальник отдела экономики и финансов компании «КамАЗ Лизинг». По его словам, существенных изменений в их работе не произойдет. «Мы будем предлагать клиентам весь модельный ряд автомобилей производства ОАО "КамАЗ" и спецтехники на условиях, определяемых рынком, то есть в соответствии с существующими ставками привлечения финансирования», — сказал г-н Храмов. Еще он отметил, что при отборе потенциальных клиентов приоритеты будут отданы в первую очередь предприятиям с устойчивым финансовым состоянием. В связи с этим возникает вопрос: а если речь идет о самих ЛК, какие из них более устойчивы в условиях кризиса – местные или федеральные? Кому меньше достанется? По мнению Ларисы Ефремовой, крупные ЛК, которые успели получить финансирование от российских и зарубежных банков, находятся в более выгодном положении, потому что деньги у них уже есть, оборудование приобретено, и клиенты его используют. «Помимо прочего, они всегда имели преимущество перед средними и мелкими, так как могли получить кредиты под залог больших объемов лизингового имущества, лизинговых платежей, применить такие редко используемые финансовые инструменты кредитования, как секьюритизация, выпуск евробондов, кредитные ноты и т.д.», — дала свою оценку ситуации г-жа Ефремова. Региональные компании, не имея такой возможности, прибегали к краткосрочным или среднесрочным кредитам с их последующей пролонгацией. А в период финансового кризиса они будут вынуждены привлекать займы по новым, более высоким ставкам. Однако есть свои преимущества и у регионалов: они могут более оперативно менять схемы работы с клиентом, а также лучше разбираются в местных проблемах. Многие аналитики рынка считают, что произойдет рост сделок слияния и поглощения на рынке лизинга, и федералы начнут поедать местных. Но не все это мнение разделяют. «Поглощать де-юре – нереально, — считает Юрий Токарев, — по бухгалтерско-налоговым аспектам казуистика невообразимая. Через переход сотрудников и сдачу клиентской базы – да, возможно». Очевидно, что после того, как кризис схлынет, уйдут компании, проводившие наиболее рискованную политику, а на освободившееся место придут те, кто был осторожен. Кто именно – это покажет время. Но сейчас, по-видимому, для всех ЛК немаловажным вопросом становится состояние отечественного автопрома. В условиях кризиса лизинг будет оставаться тем инструментом, посредством которого автопроизводители смогут увеличить объемы реализации своей продукции, а стало быть, спрос на лизинговые услуги как минимум сохранится. Конечно, в связи со снижением темпов роста финансирования в ближайшее время произойдет и некоторое снижение объемов выпуска продукции российских автозаводов, но не настолько, чтобы появился недостаток отечественных машин. Борьба за привлечение клиентов продолжится. «На фоне рисков неплатежей и тотального дефицита денежной массы любые новые денежные потоки будут только приветствоваться, и российские автозаводы не откажутся от сотрудничества с любыми ЛК, которые способны и готовы обеспечить оплату лизингового оборудования, — считает Лариса Ефремова. — При этом предпочтение будет отдано авансовым платежам в максимальном размере». Не навреди Основная проблема, возникающая из-за сокращения объема сделок по автолизингу, заключается в том, что в результате пострадает ряд важных отраслей, плотно на них завязанных, таких, к примеру, как автопром, строительство и автоперевозки. Много говорилось об их государственной поддержке, а на деле принимаются меры, которые лишь усугубляют их нелегкое положение. К таковым можно отнести новый федеральный закон №158−ФЗ от 22 июля 2008 года, отменяющий с начала 2009 года (в разгар кризиса!) применение коэффициента 3 к амортизируемому имуществу 1−3 амортизационной группы, в которую входит и автотранспорт. Поэтому, выражает опасение Лариса Ефремова, существует вероятность того, что ЛК, в которых доля автолизинга значительна, потеряют часть своих клиентов, поскольку не будет возможности снизить налоговую нагрузку как лизингополучателям, так и лизингодателям. «Прежде всего пострадают малые и средние предприятия, для которых небольшое колебание стоимости в сторону увеличения существенно сказывается на развитии бизнеса», — считает эксперт. Конечно, когда закон разрабатывался, никто не думал, что ситуация так резко изменится. Но сейчас, судя по всему, стоит приостановить вступление его в силу до лучших времен – у ЛК хватает и других проблем. Кредитные организации сегодня получают средства от государства, и сидеть на них, беспокоясь только за собственную безопасность, нельзя, нужно поддерживать и реальный сектор экономики, в котором важную роль играет финансовая аренда. А значит, несмотря на сжатие рынка лизинговых услуг, банкам и лизингодателям стоит поторопиться с разработкой новых схем взаимодействия. И как бы тут снова не пришлось вмешаться государству, чтобы подстегнуть такой нужный процесс. Но лучше не дожидаться этого момента, а действовать самим. Максим Остриков, Источник: Журнал Эксперт Читайте также: Все статьи раздела "Лизинг" |
|
|
||||||||||
|
Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары). © 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
Политика в отношении обработки персональных данных |