|
|
Новости
13.06.2019 Грейс-период умеет ждать
На фоне волны бума потребительского кредитования портал www.ttfinance.ru совместно с изданием «МК в Питере» провели круглый стол «Кредитные возможности». Представители банков обсудили ряд злободневных вопросов, касающихся как рынка потребительского кредитования, так и сегмента кредитных карт.
Два тренда
Заместитель управляющего Петербургским филиалом ЮниКредит Банка Антон Большаков отметил, что кредитование физлиц продолжает оставаться одним из самых популярных банковских направлений. И в рамках этого потока наибольшая активность наблюдается в сегменте кредитных карт.
«Темпы роста не могут не впечатлить – в 2018 году по данным Объединенного кредитного бюро российские банки ориентировочно выдали на 18% больше кредитов, чем в предыдущем году, – уточнил специалист. – Что, как минимум, свидетельствует о доступности услуги для населения. Люди учатся пользоваться кредитными продуктами».
При этом нужно разделять кредитную карту и потребительский кредит, который предполагает длительное использование с приобретением, как правило, приоритетного продукта.
Со своей стороны директор Северо-Западного округа Департамента региональной сети Русфинанс Банка Дмитрий Цховребов констатировал, что по своей сути кредитные карты перестают быть просто платежным инструментом. Теперь это совокупность экономических возможностей, которые позволяют владельцу карты улучшить финансовую среду обитания, например, за счет дополнительных опций вроде всевозможных бонусных программ или программ лояльности.
Эксперт уточнил, что тренд на рост клиентской активности в области кредитных карт наблюдался в 2018 году и плавно перешел в 2019 год. По сути, этот рост не имеет аналогов в предшествующих годах. Продукт очень востребован. «Сегодня доступность кредитов для широких масс мы оцениваем, как очень высокую, даже с учетом требования регулятора», – подчеркнул эксперт.
Напомним, на днях зампредседателя Банка России Ксения Юдаева заявила, что регулятор может применить меры, сдерживающие высокие темпы роста потребительского кредитования. При этом Банк России далеко не первый раз выразил обеспокоенность динамикой роста потребкредитования и долговой нагрузки заемщиков в этом сегменте.
Но пока сдерживающие меры не приняты, банкиры продолжают направлять избыток ликвидности в сегмент потребкредитования.
«Могу сказать, что средний размер лимитов в масштабе эмитированных карт сегодня составляет 56 тыс. рублей. И уровень ежедневного использования карт продолжает расти, - рассуждает Дмитрий Цховребов. - Так нецелевое использование на повседневные нужды предполагает среднюю транзакцию в городах-миллионниках 700-900 рублей».
Специалист затруднился дать оценку степени закредитованности россиян в сравнении со среднеевропейскими показателями. Тем не менее, он отметил, что в сфере потребкредитования давно сформировался и второй тренд.
«Очевидно, что каждый банк уже на фоне общей закредитованности населения не столько заинтересован в притоке новых клиентов, сколько настроен на удержание ранее привлеченной клиентуры», – подчеркивает Дмитрий Цховребов.
То есть в масс-маркете выделился слой постоянных заемщиков, и банки вынуждены формулировать для этих заемщиков более привлекательные условия.
Динамика ставок – секрет Полишинеля
Тему более привлекательных условий для постоянных клиентов продолжил руководитель по развитию продаж департамента розничного бизнеса Санкт-Петербургского филиала «Промсвязьбанка» Иван Ходак.
Он обратил внимание участников круглого стола, что уже несколько лет банки активно развивают программы рефинансирования кредитов. «Первоначально данные действия были направлены в конкурентной борьбе за качественного заемщика на рынке посткризисного кредитования 2015-2016 годов, - напомнил эксперт. - При этом качественным клиентам предлагались существенно лучшие условия, экономия процентной переплаты клиентов оценивалась до 50%».
Впоследствии столь резкие перепады ставок исчезли, и рефинансирование получило положительный опыт как со стороны заемщиков, так и банков. Наработанный банками положительный опыт, «умные» скорринг-модели и современные системы обработки больших объемов данных давно сместили акцент на кредитование без залога и поручительства. При этом суммы, возможные к получению, достигают 3 млн рублей для массового заемщика. Таким образом, кредитные карты переживают очередной виток активного развития. Впрочем, по объему выдач «кредитки» отстают от традиционных потребительских кредитов.
Следующим, крайне важным вопросом, поднятым представителем «Промсвязьбанка» была возможная динамика ставок. Впрочем, сенсаций здесь нет. «Очевидно, что и по депозитным ставкам, и по кредитам рынок отреагирует в случае изменения ключевой ставки», – констатировал Иван Ходак.
Также он напомнил, что ежеквартально Центральный банк утверждает среднерыночные ставки ПСК (полной стоимости кредита) и максимальные границы ПСК для банков и иных финансовых учреждений на следующий отчетный период, что упрощает наблюдение за рынком.
И пару последних двух лет отмечалось плавное снижение уровня средних ставок. Для примера по потребительским беззалоговым кредитам на сумму более 300 тыс. рублей средние ставки сокращались с 1-го квартала 2017 года с уровня 17,35% до уровня 14,65% в 3-м квартале 2018 года. Впрочем, затем тренд изменился и последние 2 квартала отмечен небольшой рост средних ставок беззалоговых кредитов до уровня 15,69%».
Здесь вам не Европа
Антон Большаков отмечает, что сегодня ставка по кредитным картам в 25% является средней. Кстати, по потребительскому кредиту медиана сегодня приходится на 17%.
«Преимущество кредитной карты перед традиционным кредитом состоит не в ставке, а в грейс-периоде. Например, у УБРиР он составляет 120 дней, что является одним из самых лучших предложений на рынке», - поясняет начальник офиса «Петровский» УБРиР Карина Сафергалеева.
«Кредитная карта идеальна для срочных непредвиденных трат и для погашения в относительно короткий срок. Дополнительные бонусы при оплате кредитной картой пополняют аудиторию клиентов и теми, кто рассматривает ее не столько как кредитный, сколько как платежный продукт с удобными условиями использования. Многие граждане вообще наличными не пользуются, но зато прекрасно знают, что такое грейс-период, - продолжает Антон Большаков».
Глава Дирекции кредитно-депозитного бизнеса Банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Алексеев добавляет, что при текущем уровне ставок выход за пределы грейс-периода не является большой бедой. Впрочем, опять же нужно разделять: для чего подходят кредитные карты, а для чего – потребительские кредиты. «Карта – это повседневные траты, а не снятие денег с банкомата, и не значимые покупки, в рамках лимита», - отмечает эксперт.
Кстати, Дмитрий Алексеев пояснил, что лимиты по картам обычно рассчитываются, как производная от доходов клиента – в стандартном варианте две, максимум, три месячные зарплаты.
Представитель ЮниКредит Банка подчеркнул, что сам по себе кредитный продукт не имеет ни положительной, ни отрицательной составляющей.
Любые данные о закредитованности граждан не говорят о чем-то конкретном. Из этих цифр не сделать прогноз о развитии этого сектора рынка, - отмечает Антон Большаков. - Даже если сравнивать статистику по отдельным регионам страны, мы получим неоднородную картину. Например, в Москве уровень проблемных долгов при больших объемах займов оказывается ниже, чем в ряде проблемных регионов».
Не забудем про кэшбэк
Управляющий филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Санкт-Петербурге Татьяна Савина рассказала, на какие цели и кто сейчас берет чаще всего у банков в долг.
В частности на протяжении последних лет специалист фиксирует существенные изменения в восприятии и использовании клиентами кредитных карт.
«Сегодня на рынке очень популярно комплексное предложение, когда заемщику выдаются и кредит, и кредитная карта, - уточняет специалист. - При этом, средняя сумма кредита по карте, как отдельному продукту составляет 200-300 тыс. рублей. А в случае оформления единого продуктового предложения, сумма лимита по карте всегда ниже, в среднем он составляет 50 тысяч рублей». Но и тем и другим видом карт клиенты пользуются достаточно активно.
При этом, для себя клиенты оперируют не процентами, а размером платежа. То есть, не считают, сколько они выплатят по итогу, а смотрят, могут ли себе позволить конкретный размер платежа.
Татьяна Савина обратила внимание на еще один важный аспект кредиток. Это стоимость обслуживания. «Здесь цены очень сильно отличаются в зависимости от типа карты, - поясняет представитель банка «УРАЛСИБ». - Иногда комиссия бывает ежемесячной, иногда взимается один раз в год. Возможны и другие варианты. Например, банк «УРАЛСИБ» предлагает своим клиентам бесплатное обслуживание при соблюдении определенных условий: наличие депозитного продукта или кредита в банке, либо проведение транзакций на установленную сумму».
Специалист согласна, что, карточный кредит всегда будет обходиться заемщику дороже, чем кредит наличными, поскольку он менее предсказуем, а значит более рискован. Тем не менее, для клиента этот продукт удобен своей гибкостью.
Для банка же этот продукт интересен тем, что позволяет прослеживать модель финансового поведения клиента и на основании этого составлять прогноз о качестве его кредитной истории.
«Сегодня все ключевые игроки банковского рынка Санкт-Петербурга предлагают своим клиентам программы лояльности или кэшбэк по карт-счету в различных вариациях, - отмечает Татьяна Савина. - Кэшбэк-сервисы стимулируют рост объемов транзакций и привлечение новых клиентов. Для клиентов же, использование таких сервисов предоставляет возможность получать выгоду, которую они не могут получить, производя расчеты наличными. На кредитные карты нашего банка также распространяется программа лояльности, а значит, часть потраченных средств можно возвращать в виде баллов, которые могут быть обменены на кэшбэк или использованы на покупку сертификатов партнеров, оплату авиа-жд билетов или благотворительность».
В какой-то период, например, в отпуске, мне выгодней пользоваться одной картой. А, например, в повседневной жизни – другой», - уточняет Карина Сафергалеева.
Главным достоинством карты становится не наличие конкретных бонусных программ, а возможность менять на выбор эти программы в зависимости от жизненных обстоятельств.
Игорь Заржицкий
Компания: Агентство ТТ
Все новости компании Агентство ТТ
Все Новости раздела "Рекламные агентства (off-line)"
|
|
|