Здравствуйте!
Вы попали в отраслевое маркетинговое агентство officemart.ru, охватывающее все аспекты обеспечения современного офиса необходимыми товарами и услугами.

Мы предоставляем не только актуальную информацию по всем направлениям жизнедеятельности офисного бизнеса, но и маркетинговые услуги как агентство, входящее в состав группы «Текарт».

Наша специализация: товары и услуги для офиса.

Если перед вами стоят задачи по стратегии продвижения вашего бизнеса, увеличению продаж, поиск новых партнеров и многое другое, мы решим любую поставленную задачу, являясь экспертом в данной области.

Предварительный запрос

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Все разделы Officemart (64)
Главная | Карта сайта | Разместить рекламу | Конкурсы | О проекте | Рассылка | Помощь | Регистрация | Вход
Справочно-аналитический ресурс обеспечения офиса
Юридические и бухгалтерские услуги / Патенты и торговые марки
Главная >> Патенты и торговые марки >> Статьи >> Особенности охраны и использования общеизвестных знаков
Для нас важно ваше мнение. Стань экспертом!




Статьи


Особенности охраны и использования общеизвестных знаков

Власова Галина ведущий специалист по интеллектуальной собственности
Последние десятилетия развития мировой экономики характеризуются стремительным ростом промышленности, расширением торговых отношений и экономического сотрудничества между государствами. В связи с этим существенно возросла роль знаков для товаров и услуг как обозначений, которые не только указывают на производителя, но и отображают его репутацию. В большинстве случаев именно удачно придуманный логотип или изображение становятся залогом успеха той или иной компании на рынке, ее визитной карточкой. Знак делает конкретный товар или услугу узнаваемой среди множества подобных, и потребитель имеет возможность ориентироваться на рынке и выбирать понравившегося ему производителя. Часто знак, хорошо зарекомендовавший себя на рынке определенных товаров или услуг, становиться впоследствии залогом популярности новой продукции того же производителя. Покупатель, доверяя его качеству, уже не будет сомневаться в выборе при покупке новой, еще неизвестной ему продукции. Таким образом, знак для товаров и услуг стал одним из основных условий продвижения товара или услуги на рынке.

Однако разработка и введение нового знака в хозяйственный оборот, создание масштабной рекламной кампании и дальнейшая его популяризация среди потребителей требует огромного количества времени, немалых материальных затрат, а также привлечения большого числа специалистов в данной области. К тому же это связано с определенным риском, т.к. трудно предсказать, насколько хорошо воспримет знак потребитель и будет ли обозначение достаточно популярным и узнаваемым. Прежде чем ввести новый знак на рынок, производитель должен провести основательные исследования, тесты, социологические опросы и т. д. с целью выявления влияния знака на потенциальных потребителей, но и после этого он не застрахован от неудачи.

Поэтому все чаще стали иметь место случаи, когда недобросовестные производители, желая "снять сливки", играют на популярности хорошо известных знаков, которые путем длительного использования и широкой рекламы зарекомендовали своего владельца с наилучшей стороны. Подобные ситуации можно наблюдать во многих странах с достаточно развитой торговлей, причем проявления такого "пиратства" могут быть самыми разнообразными.

1. Регистрация и использование общеизвестного знака на территории государства, где этот знак еще не имеет правовой охраны или даже не используется.

Пример: Фирма А, производитель безалкогольних напитков, начинает свою деятельность на территории государства N. Для маркировки продукции фирма регистрирует знак "Холодок". Благодаря качеству продукции и широкой рекламной кампании, напитки "Холодок" завоевали большую популярность среди потребителей страны N. В это время фирма В, узнав о популярности напитков "Холодок", регистрирует знак "Холодок" на свое имя на территории государства М. Через некоторое время фирма А расширяет территорию сбыта своих напитков и выходит на рынок государства М.

Результат:
-фирма А становится нарушителем свого же знака "Холодок";
-фирма А вынуждена вести переговоры с нарушителем В относительно использования знака "Холодок".

2. Регистрация и использование общеизвестного знака для неоднородных товаров.

Пример:
Фирма С является производителем молочной продукции под товарным знаком "Му-му". Ее продукция занимает значительный сегмент рынка молочной продукции, а знак "Му-му" известен широкому кругу потребителей. В это время фирма D регистрирует знак "Му-му" в отношении производства детских игрушек и начинает их производство под этим знаком.

Результат:
- потребитель введен в заблуждение относительно производителя детских игрушек, т.к. думает, что фирма С расширила свою деятельность;
- происходит ослабление различительной способности знака "Му-му", т.е. он перестает указывать на одного производителя.

3. Подделка общеизвестного знака.

Пример:
На рынке имеется "раскрученный", уже хорошо известный потребителям знак ": ОРТЕКС" фирмы Е, которая производит канцтовары. Пользуясь популярностью этого знака, фирма F производит аналогичную продукцию под знаком ":| ОРЛЕКС".

Результат:
- фирма Е терпит убытки, т.к. определенный процент продаж приходится теперь на фирму F.
- потребитель, путая визуально похожие знаки, покупает продукцию не того производителя, и, соответственно, другого качества.

4. Регистрация нарушителем общеизвестного знака в качестве доменного имени в сети Интернет.

Пример:
На рынке бытовой техники существует крупная компания "TERRA", которая имеет свои представительства во многих странах. Знак "TERRA" известен широкому кругу потребителей этих стран. В это время рядовой гражданин страны М создает сайт с адресом www.terra.m, регистрирует его на свое имя и размещает на нем информацию частного характера.

Результат:
- фирма "TERRA" не может разместить о себе информацию для пользователей страны М;
- пользователи Интренет и потенциальные потребители продукции фирмы "TERRA" в стране М не находят интересующую их информацию в глобальной сети.

Данные случаи недобросовестного использования общеизвестных знаков являются наиболее распространенными в мировой практике. Однако существует еще много возможностей использования популярности чужого знака для извлечения собственной выгоды. К тому же развитие экономики и торговых отношений часто создает ситуации, которые играют на руку нарушителям. Проблема охраны общеизвестных знаков является одной из наиболее актуальных в сфере обращения товарных знаков на сегодняшний день. Каким образом разработать эффективные меры по недопущению использования хорошо известных обозначений третьими лицами? Как предусмотреть все виды возможных нарушений и предотвратить их? Есть ли универсальные критерии для четкого установления границ нарушения? Как однозначно решить, является ли знак общеизвестным или нет? Подобные вопросы остаются открытыми в законодательствах многих стран, несмотря на попытки законодателей создать нормативно-правовую базу для эффективной охраны общеизвестных знаков.

Отправной точкой для разработки таких положений можно считать статью 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Страны-участницы взяли на себя обязательство не регистрировать или отклонять регистрацию знаков, которые представляют собой имитацию, повторение или перевод знака, признанного в этой стране общеизвестным. Следующим шагом по разрешению проблемы охраны общеизвестных знаков стала Совместная резолюция о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков. Этот документ получил статус рекомендаций Генеральной Ассамблеи ВОИС. Его положения не являются обязательными, однако могут использоваться государствами в процессе разработки законодательства в области охраны общеизвестных знаков.

Кроме документов ВОИС, общеизвестные знаки упоминаются в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТRIPS). Статья 16 (3) определяет, что страны, входящие в ВТО, должны предоставлять охрану общеизвестным знакам также относительно неоднородных товаров, если такое использование будет вводить в заблуждение потребителя. Это относиться, прежде всего, к "знаменитым" знакам, которые приобрели известность среди широких кругов населения, независимо от того, являются ли они потребителями этой продукции. Стоимость таких знаков часто превышает стоимость всех материальных активов компании (см. Таблицу).

Каждое государство решает проблему охраны общеизвестных знаков по-своему. Вот несколько примеров. В большинстве стран решение о признании знака общеизвестным выносит суд в ходе судебного разбирательства по вопросу столкновения знаков.

Прежде всего нужно ввести понятие "общеизвестный знак" в законодательные акты; определить объем охраны, который будет предоставляться общеизвестным знакам; определить компетентный орган, уполномоченный выносить решения об общеизвестности знака; на основе Совместной резолюции ВОИС выделить факторы, принимаемые во внимание для признания знака общеизвестным на территории Украины; ввести государственный реестр общеизвестных знаков; установить виды наказаний за нарушение прав владельцев общеизвестных знаков.

Что касается судебной практики по разрешению споров относительно нарушений прав на общеизвестные знаки, то, ввиду крайне ограниченной практики по этому вопросу, украинские юристы и судьи вполне могут использовать опыт своих зарубежных коллег, беря на вооружение наиболее удачные и эффективные методы борьбы с подобными нарушениями.

Природа товарных знаков такова, что невозможно выработать универсальные правила для установления нарушения, общеизвестности, степени схожести знаков. В этом вопросе переплетаются не только проблемы юридического характера, но и психологические, социальные, экономические факторы, а также языковые особенности. Каждый человек воспринимает и оценивает конкретное обозначение по-своему, поэтому во многих конфликтных ситуациях нельзя однозначно ответить на вопрос: имело ли место нарушение или нет, особенно когда дело касается схожих знаков. Очень трудно установить границу, которая отделяет нарушителя от добросовестного владельца схожего знака. Поэтому решения ведомств и судов об установлении факта нарушения и неправомерного использования общеизвестного знака являются субъективными и в большинстве случаев зависят от умения сторон доказать свою правоту. Об этом свидетельствует и тот факт, что часто решения судов пересматриваются в высших инстанциях, а иногда по одному и тому же делу решение в пользу той или иной стороны меняется несколько раз.

Однако изучение специфики данной проблемы и использование практики зарубежных ведомств и судов может сыграть положительную роль в процессе защиты прав владельцев общеизвестных знаков, а также предотвратить возможные нарушения в этой области.


© Власова Галина
ведущий специалист по интеллектуальной собственности
Агентство "ТОМАС"

21.09.2006
Источник: ТОМАС и Партнеры


Читайте также:

 Все статьи раздела "Патенты и торговые марки"


ВХОД В КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
 

Отправляя данную форму, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Я забыл пароль Регистрация
Всего в этом разделе:
      42 компании

Юридические и бухгалтерские услуги / Патенты и торговые марки

Archive.Officemart.ru - Архив OfficeMart.Ru за 2000-2005 г.г. (Канцелярские и офисные товары).
© 2000 - 2024 OfficeMart.ru – проект маркетинговой группы "Текарт".
За достоверность информации, размещенной абонентами, портал OfficeMart.Ru ответственности не несет.
Веб-дизайн, разработка сайта, продвижение сайта - Текарт
Все замечания, предложения и пожелания отправляйте по адресу manager@officemart.ru, по телефону (495) 790-75-91 или ICQ: 442880368.
Политика в отношении обработки персональных данных


Рейтинг@Mail.ru
Стань экспертом!